Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Терминологическое разнообразие в области эмотиологии, эмотивистики связано с синонимичным употреблением терминов «эмоциональность» и «эмотивность». Известный исследователь эмотивной семантики языка В. И. Шаховский разграничивает эти номинации, рассматривая их с точки зрения лингвистики, с одной стороны, и психологии - с другой.
Тема эмотивности и эмоциональности является в достаточной степени, разработанной применительно к прозе авторов -классиков в работах А.Н. Гвоздева , С. Я. Ермоленко , Т.И. Сильмана , В. В. Одинцова , Д. Э. Розенталь , А. П. Сковородникова , Н. И. Формановской , K.Burke , однако применительно к произведению Дж. Грина «Виноваты звезды» (John Green, The Fault in Our Stars ), исследования не достаточно систематизированы. В связи с этим работа, цель которой – исследование стилистических средств как способа выражения эмотивности в романе Джона Грина «Виноваты звезды», является актуальной.
Для достижения данной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить особенности авторского стиля;
- исследовать эмотивность и ее выражение в авторском стиле;
- исследовать стилистических средств выразительности;
- провести анализ стилистических средств выразительности на примере произведения «Звезды виноваты», в частности.
Объектом исследования являются стилистические средства выражения эмотивности, а предметом – современная американская проза в лице романа «Виноваты звезды».
Методами исследования в данной работе послужили метод анализа и наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике анализа синтаксических средств выразительности произведений художественной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Эмотивность в авторском стиле
1.1 Особенности авторского стиля
Уникальный авторский стиль может оказать большое влияние на произведение, в котором он используется, а значит, на читателей. Когда авторы пишут и воплощают свои идеи в слова, у них есть много вариантов, в том числе: слова, звуки, логика, структуры предложений.
Авторская индивидуальность обнаруживается в интерпретирующих планах текста, в его языково-стилистическом оформлении. Естественно, эта проблема актуальна и принципиальна для текстов нестандартного речевого и композиционного оформления, текстов с большей долей эмоционально-экспрессивных элементов .
Как известно, авторский стиль или идиостиль -это индивидуальный стиль автора, связанный с его мироощущением и творческой индивидуальностью.
Идиостиль – это совокупность содержательных и формальных лингвистических характеристик, свойственных произведениям конкретного автора, которая делает неповторимым авторский способ языкового выражения. Основная роль в разработке категории образа автора в советском и российском литературоведении принадлежит В. В. Виноградову обозначившему ее терминологически и сформулировавшему главные принципы функционирования данной категории. Ученого интересовала проблема интеграции различных языковых явлений в тексте художественного произведения в единое органичное целое. Очевидно, что основополагающим такого единства выступает авторское сознание .
Авторский стиль может выражаться как за счет элементов крупного плана, так и построчных элементов.
К элементам крупного плана относится динамика персонажа.
Динамика персонажа – то, как персонаж меняется на протяжении всей истории.
Диалог - произнесенные реплики или внутренние мысли
Предчувствие - намеки на то, что произойдет позже
Форма - является ли авторская работа поэзией, прозой, драмой, рассказом, сонетом и т. д.
Изображение - набор сцен или элементы, показанные с описательными словами.
Ирония -событие, противоположное ожидаемому.
Сопоставление - объединение двух элементов для их сравнения или противопоставления.
Настроение - Атмосфера произведения, отношение рассказчика к сюжету, героям.
Темп - как быстро разворачивается повествование.
Точка зрения -точка зрения рассказчика; первое лицо (я) или третье лицо (он или она)
Структура- как рассказывается история (начало, действие, кульминация, развязка) или как организовано произведение (вступление, основная часть, заключение или журналистский стиль перевернутой пирамиды).
Символизм - использование элемента истории для представления чего-то другого.
Тема -сообщение, доставленное или показанное в произведении; его центральная тема или большая идея
Тон -отношение писателя к предмету или манере с выбором лексики и представлением информации, например, неформальный или формальный.
При этом на каждом языковом уровне существуют определенные признаки идиостиля .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965
2. Ермоленко С.Я. Стилистический компонент в семантике синтаксических единиц: КД. Киев, 1983;
3. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. М.; Л., 1967
4. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980;
5. ; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977
6. Сковородников А.П. Экспрессивные конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981;
7. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978
8. Burke K. Rhetoric of Motives. Berkeley andLos Angeles, 1949
9. John Green. The Fault in Our Stars [Электронный ресурс] https://books-library.net/files/books-library.online-12292230Vr3R6.pdf
10. Проявление авторской индивидуальности в стиле текста [Электронный ресурс] http://evartist.narod.ru/text14/27.htm
11. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
12. Гальперин, И.Р. Информативность единиц языка / И.Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002.
13. Моздогова И.Х. О существующих классификациях образных средств [Электронный ресурс] https://www.pglu.ru/upload/iblock/0dc/Pages-from-CH._04_130-ekz_81.pdf
14. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
15. Мангейм К. Проблема поколения // Новое литературное обозрение. 1998. №30. С. 7-47.
16. Классификация эмоций по Леонтьеву URL http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-1.shtml
17. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / В.А. Кухаренко. М.: Флинта; Наука, 2009. 332 c.
18. Винарская Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. 172 с.
19. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980
20. Розен, Е.В. На пороге 21 века. Новые слова и словосочетания в немецком языке / Е.В. Розен. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с
21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977
22. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. М.; Л., 1967